МКДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №9»

Патриотическое воспитание

Анализ работы

по патриотическому воспитанию

за 2012-2013 уч.г.

Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина, патриота, способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях всех типов и видов.

В нашем учреждению этому уделяется большое значение.

В подготовительной группе на занятиях по патриотическому воспитанию углубляются знания детей о судьбе России, развиваются чувства сопричастности к Отечеству, интерес к его прошлому. Воспитывается любовь к Родине, гордость за принадлежность к русской культуре. Обогащаются имеющиеся у детей представления о защитниках Отечества. Воспитывается уважение к ветеранам. Для этой цели в подготовительной группе организуются экскурсии к мемориалу с возложением цветов, целенаправленные прогулки по улице, названной именем героя войны, создаются альбомы для рассматривания: «Они защищали Родину». В учреждении существунт музей “Боевой Славы”. Каждый год организуются экскурсии по паметным местам нашего город. Дети возлагают цветы героям ВОВ, посещают памятники, мемореалы Славы. Организуются так же встречи с ветеранами ВОВ.

Известно, какую большую роль в организации воспитательно-образовательного процесса и развитии детей играет среда. В связи с этим большое внимание педагоги нашего учреждения уделяют оснащению всех помещений. Это и оформление в группах уголков, где дети могут играть в с/р игры: «Путешествие по России», «Семья», «Пограничники», «Полет в космос», выставок детских поделок, подбор иллюстративных материалов (альбомы, плакаты, фотографии и т. д. ), создание библиотечки (книги для детей), посвященной героям Великой Отечественной войны. Каждый год устраиваются праздники, оформляются выставки к Дню Защитника Отечества, Дню Победы (с участием пап, дедушек).

В средней и старших группах проводятся беседы на тему: «Моя семья», «Наша Родина — Россия», «Улицы нашего города», «Столица России — Москва», «Путешествие по городу», «Что делают солдаты», оформляются выставки: «Моя семья», «Москва», «Город Бутурлиновка».

На занятиях детей знакомят с достопримечательностями столицы нашей Родины — Москвы, города Бутурлиновки. Изготовлены альбомы: «Город Бутурлиновка», «Столица нашей Родины — Москва».

Задачи патриотического воспитания, в частности — углубление интереса к культуре своего народа, ознакомление с предметами обихода реализуются в различных видах деятельности. На музыкальных занятиях дети учатся играть на народных инструментах, ложках. В процессе изобразительной деятельности детей знакомят с разными приемами росписи. Педагоги нашего детского сада у детей формируют мировоззрение на лучших традициях русской национальной культуры, воспитывают чувство национальной самоценности, формируя стремление к утверждению себя, как носителя национальной самобытности.

Воспитатель Молибога Елена Владимировна считает, что патриотическое воспитание подрастающего поколения — одна из самых актуальных задач нашего времени. В своей группе она оформила уголок «Русская изба» для игр детей: «Как люди жили раньше», «Старинная русская одежда», «Предметы народного быта», «Одень русскую девицу», «Колодец». Придя в избу дети видят, что хозяйка сидит у прялки с веретеном, напевая песню. Проводится беседа как получается нить или «Золотое веретено».

Дети младших групп очень любят заниматься конструированием теремка из крупного строительного материала; рисованием: «Ковры и половики наших бабушек»; аппликацией: «Украшение полотенца».

Во всех группах детей знакомят с русской народной женской одеждой. Детям нравится проводить свободное время в «Уголке ряженья».

Воспитатель Матвиенко Елена Николаевна и ее дети любят изготавливать бусы из разных материалов — бумаги, рябины.

Каждый год проходит праздник «Проводы зимы». В этот день муз. руководитель и воспитатели групп знакомят детей с старинным русским праздником «Масленица», углубляют интерес к культуре нашего народа.

В старших группах весну встречают с испеченными из теста «жаворонками», используя пословицы, поговорки, загадки, тем самым детей учат ценить прошлое, обряды, традиции, обычаи русского народа. В младших группах очень широко используется потешный фольклор во всех видах деятельности.

Воспитание чувства любви к родной природе — одно из слагаемых патриотизма. Очень часто дети нашего детского сада совершают прогулки на природу и не только для того, чтобы подышать свежим воздухом, но и чтобы проникнуть в тайны леса (парка), жизнь его обитателей, полюбоваться его красотой.

Важным условием патриотического воспитания является знание особенностей семейного воспитания. Педагоги должны знать, какое внимание уделяется воспитанию гражданина и патриота в семье. С этой целью проводится анкетирование родителей и разрабатывается план работы с семьей по патриотическому воспитанию. Педагогический коллектив детского сада оказывает соответствующую помощь через родительские собрания, консультации, папки-передвижки, открытые занятия, семинары и другие мероприятия. Поэтому мы знаем точно, что наши дети вместе с родителями бывая на природе, не будут бездумно собирать огромные букеты цветов, занесенные в Красную книгу, ломать ветки деревьев и кустарников, не оставят после себя груды мусора, а будут искренне сопереживать муравью или букашке, травинке или цветочку, всему живому, чем нас одаривает окружающая природа, основная составляющая нашей Родины.